31 July, 2015

Аварии с ЯО

Аварии с ЯО

Аварии с ЯО

В мае 1981г. Пентагон опубликовал первый список аварий с ядерным оружием США (названный полным) с 1950 по 1980 годы где были указаны лишь 32 наиболее серьезные аварии или происшествия с участием ядерного оружия - это потерянные или сгоревшие заряды, заряды которые были сброшены или повреждены, или заряды, в которых в ре- зультате неосторожного обращения возникла детонация ВВ. Несомненно этот список был далеко не полным. В других, составленных в частном порядке, отчетах и официальных документах общее количество аварий и происшествий с ядерным оружием США было значи- тельно больше. В списке, который в 1989г. опубликовал Гринпис, перечислены 383 единицы ядерного вооружения, вовлеченные в аварии на флоте в период 1965-77гг. В отчете Главного Управления по учету за 1985г. говорится, что, по сообщению военно- морских сил, за период 1965-83гг. произошло 233 аварии с ядерным оружием. В отчете Сандийской лаборатории за 1973г, где приводилась засекреченная позже военная сводка, сообщалось, что с 1950 по 1968г. общее количество единиц ядерного оружия, вовлечен- ных в аварии или происшествия различной степени тяжести, составило 1250, причем в 272 случаях аварии были вызваны ударами, которые в нескольких случаях приводили к детонации ВВ зарядов. 133 (из 272) случая произошло в процессе хранения, сборки или погрузки, 48 боеголовок ракет стали объектами аварий на пусковых площадках или шахтах, 41 бомба или боеголовка находилась на борту потерпевших крушение самолетов, в 24 случаях произошел аварийный сброс зарядов или непреднамеренный запуск с само- летов или кораблей, 22 заряда стали объектом аварий при наземной перевозке. В Советском союзе официальных данных вообще никогда не публиковалось. В марте 1996г. Гринпис опубликовал данные, согласно которым в результате аварий был потерян в морях и океанах 51 ядерный боеприпас (44 - Советским Союзом и 7 - США). Кроме того, 7 атомных реакторов (5 советских и 2 американских) с трех атомных подводных лодок (АПЛ) СССР и двух АПЛ США затонули при авариях. Еще 19 атомных реакторов (18 - СССР, 1 - США) были преднамеренно затоплены в море. По данным, опубликованным в российских источниках в заливах Новой Земли и Карском море захоронены 10 реакторов с невыгруженным ОЯТ и одна сборка ледокола «Ленин», По материалам открытой печати можно составить примерный список происшествий с участием ядерного оружия, или воен- ных судов с ЯЭУ. В воздухе 13 февраля 1950г. на бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400м. загорелся один из двигателей. Экипаж сбросил атомную бомбу в Тихий океан у восточного побережья США, а затем покинул самолет на парашютах. 10 ноября 1950г. на американском бомбардировщике В-50 с атомной бомбой на борту отказал двигатель. Над канадской провинцией Квебек бомба была сброшена (с высоты 3200м.) и упала в реку. В результате заряд взрывчатого вещества (ВВ) сдетонировал и в реку попало почти 45кг. высокообогащенного урана. 10 марта 1956г. бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время беспосадочного перелета с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заг- раничную базу. Из двух намеченных в воздухе дозаправок первая прошла успешно. Вто- рая планировавшаяся над Средиземным морем не состоялась - бомбардировщик исчез. Никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было. 31 января 1958г. бомбардировщик ВВС США В-47 с ядерной бомбой на борту разбился при взлете с авиабазы США в 145км. от г.Рабат - столицы Французского Марокко. Начав- шийся пожар продолжался 7 часов. Работников авиабазы временно эвакуировали, марок- канские власти об аварии уведомлены не были. 5 февраля 1958г. в США (штат Джорджия) бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было пов- реждено крыло. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна и катапультировался. В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. По данным экспертов министер- ства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря на глубине 6м. погру- женная в песок на 5м. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требу- ется около пяти лет и 23 млн. долларов. 28 февраля 1958г. при взлете с авиабазы близ г. Ньюбери (Великобритания) прои- зошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения самолета два подвес- топливных бака, были сброшены с высоты 2500м. Один из них взорвался на расстоянии 20м. другого самолета такого же типа, стоявшего на стоянке с тремя ядерными заря- дами. Вознкший пожар, продолжавшийся около 16 часов, стал причиной взрыва заряда ВВ как минимум одной бомбы. В результате погибло два и ранено восемь человек. Взрыв привел к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960г. обнаружили вблизи авиабазы значительное заг- рязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996г. 10 марта 1958г. бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия (США) на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малона- селенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд обычного ВВ взорвался при столкновении с землей. В результате были частично разрушены шесть домов и цер- ковь, ранение получили шесть местных жителей. 14 октября 1959г. бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столк- нулся у города Хардинсберг (США) на высоте 10000м. с самолетом-заправщиком КС-135. При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы. 16 января 1961г. в Англии при прогреве двигателя американского самолета F-100 начался пожар в ходе которого произошел аварийный сброс топливных баков и воспламе- нение разлившегося топлива. Термоядерные заряды, закрепленные на пилонах под крылом самолета оказались в эпицентре пожара. К счастью пламя было вовремя погашено пожар- ной службой аэродрома. 16 января 1966г. в Испании над населённым пунктом Паломарес произошла крупней- шая авария с ядерным оружием. Стратегический бомбардировщик В-52 (с четырьмя тер- моядерными бомбами на борту) на высоте 9000м. столкнулся при дозаправке в воздухе с топливозаправщиком КС-135. Оба самолета загорелись, упали на землю и взорвались. Их обломки оказались разбросанными на площади 39 кв.км. Пилоты бомбардировщика успели произвести аварийный сброс ядерного оружия. Тормозные парашюты двух бомб полностью отказали, и они ударились о землю с большой скоростью. Произошел подрыв заряда ВВ, сопровождавшийся рассеиванием плутония на площади 2,3 кв.км. Одна из бомб упала в море. Она была найдена и поднята через 80 дней после аварии. Очистка территории вблизи поселка Паломарес заняла 81 день и включала в себя снятие верхнего слоя грун- та с площади более 100 га. Для его отправки на захоронение на завод «Саванна Ривер» в США потребовалось 4600 бочек емкостью 200л. Общие затраты на очистку территории и поиск затонувшей бомбы составили около 120 млн.долларов США. Еще почти 650 тыс. долларов были выплачены местным жителям за ущерб, причинённый их огородам. 21 января 1968г. в полёте над Гренландией на американском бомбардировщике В-52 вспыхнул пожар. Экипаж покинул самолет который упал на лед залива приблизительно в 15 км. от авиабазы США в Туле. Произошел взрыв ВВ в четырех термоядерных бомбах, находившихся на борту. В результате на месте аварии распылилось 3,8кг. плутония и в четыре раза больше урана-235. Свыше 700 человек проводили очистку почвы в течение восьми месяцев. 10500 т. загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Стоимость работ по эко- логической очистке была оценена приблизительно в 9,4млн.долларов. После этой аварии министр обороны США Р.Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осущестлявших боевое дежурство. На земле 26 июля 1956г. на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа (Великобрита- ния) бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар, где хранились три ядерные боего- ловки. Начавшийся пожар потушили раньше, чем смогли детонировать взрывчатые вещест- ва боеприпасов. 7 июня 1960г. на авиабазе в г. Трентон США на крылатой ракете с ядерной боеголов- кой от взрыва баллона с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар про- должался 45 мин. Ракета превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязне- ние в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров. Как минимум, четыре раза за период с середины октября 1961г. по август 1962г. на базах в Италии в ракеты «Юпитер» с термоядерными боеголовками мощностью 1,4 Мт. по- падала молния. В двух случаях это привело к инжекции дейтерий-тритиевого газа в заряды боеголовок с их частичной инициацией. После четвертого случая на всех ракет- ных пусковых площадках в Италии и Турции были созданы молниеотводные комплексы. 20 сентября 1980г. в США (г.Дамаск) произошла авария на шахтной пусковой установ- ке с МБР «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке топлива и взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а ядерная боеголовка мощностью 9Мт. была подброшена на высоту 180м. и упала за пределами тех- нологической площадки. Один человек погиб, 21 был ранен. На море 4 декабря 1965г. в 80км. к востоку от о. Окинава на авианосце ВМФ США, сорвался с подъемника и затонул на глубине 4800м. бомбардировщик с атомной бомбой на борту. Начиная с 1955г. когда вышла в море первая в мире (американская) АПЛ «Наутилус» начался отсчет аварий с ЯЭУ подводных лодок надежность которых первое время оставля- ла желать лучшего. Еще в 1954г. на «Наутилусе» произошел разрыв второго контура, что задержало введение корабля в строй на пять месяцев. Спустя два года на подлодке была заменена часть экипажа из-за переоблучения, а саму ее поставили на переобору- дование для усиления биологической защиты реактора. Летом 1958г. на лодке, находив- шейся в подводном положении вспыхнул пожар из-за воспламенения теплоизоляции турби- ны высокого давления. После всплытия личный состав в течение семи часов боролся с огнем. Имелись жертвы. В 1956г. на друго подводной лодке имевшей реактор с жидкоме- таллическим теплоносителем (ЖМТ), погибли люди: радиоактивный натрий попал в отсек из-за разрыва трубок парогенератора. Впоследствии американцы отказались от реакто- ров с ЖМТ заменив их на водоводяные. Но и они имели тот же недостаток - негерметич- ность трубной системы парогенераторов в результате чего, вода из активного первого контура проникала в отсеки, переоблучая личный состав. Создавала проблемы и ненадеж- ность таких важных элементов энергоустановки, как главные конденсаторы турбин. Раз- герметизация их трубных систем приводила к попаданию в них забортной воды и засоле- нию бидисциллята (вода двойной очистки, используемая в атомных установках). В те годы течь парогенераторов была «головной болью» и советских подводников. Все подводные лодки СССР первого поколения- проектов 627А, 658, 675, 659, 645 имели этот дефект. 13 октября 1960г. произошла первая радиационная авария на советской АПЛ. В Ба- ренцевом море на АПЛ К-8 (проект 627) произошел разрыв парогенератора с утечкой радиоактивного пара и гелия. Сработала аварийная зашита реактора. Для предотвраще- ния оплавления активной зоны реактора была смонтирована аварийная система проливки его водой. Вся АПЛ была загрязнена радиоактивными газами. Наиболее пострадали 13 человек у которых проявились внешние признаки лучевой болезни. Дозы их облучения составили 180-200 бэр. Такая же авария произошла 4 июля 1961г. в Атлантическом океане на АПЛ К-19 (проект 658) с баллистическими ракетами на борту. Весь личный состав получил значи- тельные дозы радиации. Восемь человек погибли от лучевой болезни, получив дозы от 5000 до 7000 бэр. Экипаж был снят и пересажен на дизельную подводную лодку, пришед- шую на помощь. К19 отбуксировали на базу. 24 февраля 1972г. на той же К-19 в 600 милях северо-восточнее Ньюфаундленда (Атлантический океан) начался пожар в девятом отсеке. В десятом отсеке было загерметизировано 12 человек их удалось спасти только через 24 дня. В операции по спасению К-19 принимало участие более 30 кораблей. В общей сложности операция длилась около месяца. Подводная лодка возвратилась на базу только 4 апреля. Погибло 28 человек. Из-за высокой аварийности, сопровождавшейся ги- белью членов экипажа, К-19 получила среди советских моряков прозвище - «Хиросима». 8 марта 1968г. в 750 милях от Гавайских островов в Тихом океане на глубине более 5200м. затонула (вероятно, от столкновения с американской АПЛ) советская дизельная подводная лодка К-129. На борту её находились три баллистические ракеты и две торпе- ды с ядерными боеголовками. Погибли 98 членов экипажа. В августе 1974г. в ходе раз- работанного в ЦРУ США проекта «Дженифер» была извлечена из глубин часть подводной лодки с ядерными торпедами. 8 сентября 1967г. на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (проект 627) в Норвежском море начался пожар в 1-м и 2-м отсеках. Выделение угарного газа было настолько интенсив- ным, что уже через несколько минут личный состав первого и второго отсека перестал отвечать на запросы центрального поста. Кратковременное открытие переборочной двери из третьего отсека во второй для производства разведки привело к загазовыванию и третьего отсека, где личный состав также начал терять сознание. Лодка всплыла в надводное положение, провентилировала третий и четвертый отсе и в надводном положе- нии с загерметизированными первым и вторым отсеками четверо суток шла на базу. В результате аварии погибло 39 человек. 19 мая 1968г. АПЛ К-27 (проект 645) вышла в Баренцево море для подолжения испы- таний после ремонта. Это была первая и единственная лодка имевшая реакторы с жидко- металлическим теплоносителем (сплав висмута и свинца). В течение пяти суток под- водники выполнили все задачи, 24 мая осталось лишь вывести реакторы на полную мощ- ность и пройти максимальным ходом. Около 12.00 мощность установки левого борта стала падать, оператору ЯЭУ была отдана команда поддержать мощность но это не помо- гало. Корабельный химик доложил командиру, что все приборы радиационного контроля зашкалило. Решив, что потек парогенератор он отправил в реакторный отсек ремонтную команду. С причиной аварии так и не смогли разобраться до возвращения на базу, Уже потом специалисты скажут, что причиной аварии стало накопление тугоплавких оксидов свинцово-висмутового сплава. Оксидный «тромб» перекрыл канал по которому через ак- тивную зону циркулирует теплоноситель, прекратив отвод тепла. Температура повыси- лась до 1000 град. произошло разрушение части каналов теплоносителя и около 20% ядерного топлива попало в первый контур. В отсеке резко возросла гаммаактивность с выбросом радиоактивных газов, которые распространились по другим отсекам. В 12.15 АПЛ всплыла в надводное положение аварийный реактор был заглушен, До базы было где- то часа четыре хода. Переход совершался при работе реактора правого борта на обе турбины. На причале уже были специалисты службы радиационной безопасности, которые зафик- сировали что снаружи прочного корпуса радиация достигала 50 рентген в час. Однако решение о эвакуации личного состава было принято лишь после доклада в военный отдел ЦК КПСС. Первую партию облученных в Москву отправили только через двое суток. Потом в госпитали Ленинграда и Североморска отправили весь экипаж. На борту осталась лишь вахта у реактора правого борта и командир. В день аварии на борту лодки находилось 142 человека: подводники первого и второго экипажей, заводские специалисты, пред- ставители науки. Все получили большие дозы облучения. Жизнь 9 человек спасти не удалось. Ввиду тяжелой радиационной обстановки, сохранявшейся на корабле ремонтные работы были невозможны и специальная комиссия в июне 1968г. приняла решение о расхолажи- вании реакторов (замораживании сплава в реакторах обоих бортов). К-27 была выведена из состава флота и почти 13 лет находилась в отстое поскольку не было берегового могильника, способного принять столь крупногабаритный объект как реакторный отсек АПЛ. Скоро дальнейшее содержание АПЛ на плаву стало опасным – лодка могла затонуть прямо у причала. В мае 1981г. на северодвинском предприятии «Звёздочка» полости паро-производящей установки и ее трубопроводы были заполнены специальным составом, который после затвердевания предотвращал вымывание и выход из реактора радиоактив- ных материалов. Весь реакторный отсек был залит битумом (около 270т.). Консервация отсека позволила довести уровень проникающего излучения на поверхности его легкого корпуса до фоновых значений. Осенью 1981г. лодка была затоплена у Новой Земли на глубине 33м. 8 апреля 1970г. в Бискайском заливе (Атлантический океан) на АПЛ К-8 (проект 627А) почти одновременно в третьем и восьмом отсеках началось возгорание. Подлодка всплыла но потушить пожар не удалось. Сработала аварийная защита реакторов, судно практически оказалось без электроэнергии (дизель-генераторы отказали). Оставшийся в живых экипаж был эвакуирован на верхнюю палубу и на корабли, подошедшие на помощь. 11 апреля в результате потери продольной остойчивости подлодка затонула на глубине 4680м. в 300 милях северо-западнее Испании. Она имела на вооружении две торпеды с ядерными боеголовками. Погибли 52 члена экипажа. В ночь на 14 июня 1973г. в Японском море АПЛ К-56 (проект 675), шедшая в над- водном положении в сопровождении ракетного крейсера «Владивосток», столкнулась с научно-исследовательским судном «Академик Берг». Вода, хлынувшая через четырёхмет- ровую пробоину на стыке 1-го и 2-го отсеков, затопила второй отсек в течении нес- кольких минут. Находившиеся во 2-ом отсеке офицеры загерметизировали переборки из- нутри, чтобы предотвратить затопление смежных отсеков, личный состав отсека погиб. В первом отсеке сумели приостанорвить поступление воды и сохранили воздушную подуш- ку, пока командир не выбросил лодку на отмель. Погибло 27 человек. 26 сентября 1976г. при возвращении на базу на АПЛ К-47 (проект 675) возник по- жар в восьмом отсеке. Причиной пожара было возгорание ветоши. Погибло 8 человек. 8 сентября 1977г. при проведении регламентных работ на ракетном комплексе АПЛ К-417 (проект 667Б) Тихоокеанского флота из-за ошибки оператора создалось критичес- кое давление в одной из пусковых установок. Из разрушенного корпуса ракеты Р-29 началась утечка компонентов топлива. Ядерная боеголовка поднявшимся давлением была выброшена в море у берегов Камчатки. 28 июля 1978г. в Тихом океане произошла авария реактора АПЛ К-171 (прект 667Б), погибли 3 члена экипажа. 21 августа 1980г. произошла авария на АПЛ Тихоокеанского флота (прект 659). По неуточненным данным, как минимум 9 человек погибли. 24 июня 1983г. АПЛ К-429 (проект 670А) затонула около побережья Камчатки. По- гибли 16 членов экипажа. Эта авария выглядит наиболее дико в ряду прочих подводных катастроф. После прохождения межпоходового ремонта К-429 вышла в море для испытаний и проведения торпедных стрельб. Из-за недоукомплектованности экипажа его дополнили личным составом из пяти различных экипажей и береговой базы, ни о какой слаженности моряков не могло быть и речи. Перед выходом в море не была проведена проверка состо- яния забортных отверстий, поэтому открытые в период ремонта клинкеты вентиляции в 1, 2,3,4-м отсеках и клапан выравнивания давления между 4 и 5 отсеками так и остались открытыми. Со времен ремонта осталось отключенной и блокировка забортной захлопки первого контура вентиляции. Вечером 24 июня К-429 пришла в мелководную бухту Саран- ная с целью погрушения на перископную глубину для дифферентовки лодки. Но поскольку кингстоны глубиномеров оказались закрыты их стрелки после начала погружения оста- лись стоять на нуле. Не разобравшись в ситуации, командир отдает команду заполнить еще и среднюю группу цистерн. В результате лодка приняла около 60т. балласта сверх нормы и камнем ушла на дно. Через открытые системы вентиляции началось поступление воды в отсеки. Лодка еще мола бы самостоятельно всплыть но при попытке продуть балластные цистерны из-за неисправности блока в системе дистанционного управления - вместо кингстонов (нижние клапаны) открылись клапаны вентиляции (верхние). В рез- ультате бесполезно выдули в море половину запасов воздуха высокого давления. Между тем отсеки 4 и 5 были быстро затоплены водой, там погибло 14 человек. Теперь о са- мостоятельном всплытии не могло быть и речи. На лодке имелось всплывающее спаса- тельное устройство на четырех человек, однако оно оказалось приваренным к корпусу как и аварийные буи. Утром 25 июня командир лодки принял решение выпустить на по- верхность через торпедный аппарат двух человек которые через два часа были подоб- раны случайно оказавшийся рядом малым противолодочным кораблем МПК-178. В район аварии вышли спасательные суда. Вечером 25 июня подводная лодка была обнаружена и в 22:36 начали вывод подводников из носовых отсеков через торпедные аппараты, а из кормового - через верхний люк. В ходе спасения личного состава погибли еще двое моряков. 6 августа К-429 подняли и отбуксировали в мелководный полигон, где поло- жили на грунт на глубине 16 м. После этого был осушен реакторный отсек и вручную опущены до нижних упоров компенсирующие решетки (во время аварии блокировка срабо- тала, однако концы стержней-поглотителей не дошли до конца на 70 мм. и весь период аварии реактор работал на 0,5% мощности). Радиационная обстановка оставалась в нор- ме, лодка была поднята и отбуксирована в п. Советский. 18 июня 1984г. в Норвежском море на АПЛ К-131 (проект 675) возник пожар в восьмом отсеке. Причиной пожара стало возгорание одежды на старшине команды элект- риков. Пожар перекинулся в седьмой отсек. Погибли 14 человек. Лодка своим ходом вернулась в базу. 6 октября 1986г. в западной Атлантике в 770км. к северо-востоку от Бермудских островов на глубине 5,5 км. затонула АПЛ К-219 (проект 667А). Причиной аварии стали разгерметизация одной из ракетных шахт, нарушение прочности баков баллистической ракеты, выход компонентов топлива в результате чего начался пожар. Была нарушена герметичность четвертого (ракетного) отсека, в который из аварийной шахты начали поступать пары ракетного топлива, дым и вода. Лодка всплыла, произошло короткое за- мыкание в основной силовой сети, сработала аварийная защита реактора правого борта. Подводная лодка медленно теряла плавучесть по причине заполнения водой цистерн глав- ного балласта. Подводники были вынуждены покинуть корабль. Погибли четыре человека. Лодка имела на борту 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками и две ядерные торпеды. 7 апреля 1989г. в 130км. к юго-западу от острова Медвежий в Норвежском море на глубине 1680м. затонула АПЛ К-278 «Комсомолец» (проект 685). 42 члена экипажа по- гибли. На своем вооружении субмарина имела две ядерные торпеды (по 3,2кг. плутония в каждой боеголовке). На лодке шедшей в подводном положении в 11:03 возник пожар в седьмом отсеке. После всплытия из-за пожара возникли короткие замыкания, что приве- ло к срабатыванию аварийной зашиты реактора. Произошла разгерметизация системы воз- духа высокого давления что способствовало усилению пожара. К 17:00 начал резко воз- растать дифферент. АПЛ теряла запас плавучести, началась эвакуация экипажа на спа- сательные плоты, которых оказалось недостаточно, а спасательные лодки, сброшенные с самолета, были слишком далеко. В 17:08 лодка затонула. Точной причины возникнове- ния пожара установить не удалось. По одной из версий причина была в повышенной концентрации кислорода в отсеке и короткого замыкания в электрических цепях. В 1990-95гг. с помощью научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и двух обитаемых глубоководных аппаратов «Мир» было проведено обследование и выполне- ны работы по локализации радиоактивных материалов, находившихся в первом отсеке лодки в ядерных боеприпасах.
    12 августа 2000г. произошла самая круп-  ная  катастрофа в  истории  российского (и  советского) атомного флота.  Во время уче-  ний  в  Баренцевом  море  в  установленное   время не вышла  на связь АПЛ К-141 «Курск»  (проект 949А).  По плану учений с 11:40 до  13:40 лодка  должна была  произвести  пуск  крылатой  ракеты и  торпедную  стрельбу по  учебной цели (по другим  источникам только  пуск учебной торпеды). На борту лодки было  24 крылатые  ракеты П-700 «Гранит»  (могут      немти ядерный заряд) и 24 торпеды.  Всплы-  тие и выход на связь с отчётом планировал-  ся на 13, либо на 15 часов.  12 августа  в  11:28 норвежские  сейсмологи зафиксировали  толчок силой  1,5 балла по шкале  Рихтера,  что с  учетом  расстояния  до эпицентра (в  175км. от Северодвинска) эквивалентно взры-  ву 100 кг.  тротила, а через  2 мин. - 3,5  балла, что соответствует 1-2т. тротила. 
Около 23:00 по флоту была объявлена тревога. Примерно 01:00 13 августа из порта вышло спасательное судно «Михаил Рудницкий», а в 04.51 крейсер «Петр Великий» уста- новил гидроакустический контакт с крупным подводным объектом на глубине 108м. (дли- на затонувшей АПЛ составляет 154м.). К вечеру глубоководный аппарат, спущенный с «Михаила Рудницкого» обнаруживает подводную лодку и идентифицирует ее, как К-141. К месту трагедии прибывают другие боевые корабли и суда обеспечения. 14 августа в 11:00 командование флота сделало первое публичное заявление о том, что АПЛ «Курск» легла на дно, с подлодкой поддерживается радиосвязь (позже выяснилось, что связь осуществлялась только перестукиванием), что опасности для жизни экипажа нет, на лодку подается кислород. Но когда после осмотра лодки со спускаемых аппаратов выяс- нилось, что у лодки разворочена носовая часть и выведена из строя всплывающая спа- сательная камера Главком ВМФ адмирал В. Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало. По официальным данным на борту находилось 103 человека (поз- же выяснилось, что там было 118 человек). В течении нескольких дней все попытки пристыковать спасательные аппараты к заднему люку лодки заканчивались неудачей. При- чиной называлось противошумное резиновое покрытие неправильно покрывавшее комингс- площадку люка. Позднее следствием была названа другая причина - сколы на площадке. 20 августа к работам присоединилось норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы с которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день. Шлюзовая камера была пуста. 9-й отсек оказался полностью затоплен здесь было обна- ружено первое тело погибшего подводника. 21 августа в 17 час. начальник штаба Се- верного флота вице-адмирал М.Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ. В ночь на 26 октября водолазы, вскрыли корпус подлодки, осмотрели тела моряков «Курска». В кармане погибшего командира 9-го отсека Д.Колесникова нашли предсмерт- ную записку. Часть текста была обнародована: «13.15 Весь личный состав из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх». Вторая часть записки не была обнародована поскольку, как было заявлено, носит слишком лич- ный характер. Начальник штаба М. Моцак позже рассказал журналистам, что в записке рассказывалось, что, возможно, два-три человека пытались выйти из лодки через аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен водой. По просочившимся в прессу сведениям, были там и нелицеприятные для флотского начальства слова «перестрелял бы их всех». 1-й и 2-й отсеки «Курска» были практически полностью разрушены, в 3-й отсек водолазы не смогли спуститься из-за нулевой видимости и значительных разрушений, а в 6-м отсеке расположены реакторы лодки, поэтому от спуска в него отказались. Было принято решение о прекращении операции по подъему тел. Водолазы законсервировали все люки «Курска». В первые дни после катастрофы правительственная комиссия считала основной вер- сией столкновение подлодки с крупногабаритным подводным объектом. 18 августа кор- респондент РТР А. Мамонтов в репортаже с места события сообщил, что в день аварии на месте катастрофы были обнаружены аварийные буи «нехарактерной для ВМФ России расцветки» - зелено-белые (буи ВМФ России оранжевого цвета). Они исчезли спустя некоторое время. 23 августа в прессе появилось сообщение, что в порту норвежского города Берген находится американская подлодка «Мемфис», которая зашла туда 18 августа для пополнения запасов. Ряд СМИ сообщал, что лодка сильно повреждена и находится в ремонтном доке, связывая этот факт с катастрофой «Курска». Однако пред- ставитель Норвегии заверяет, что заход «Мемфиса» носит плановый характер и никаких запросов о ремонте не было. 29 августа военные и разведывательные круги США признают, что в момент аварии «Курска» рядом с ним находились две американские субмарины, однако отрицают, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них. По появившимся в американ- ских СМИ сведениям обе подлодки («Мемфис» и «Толедо») находились настолько близко к «Курску», что зафиксировали практически все происходившее на его борту. Утвержда- лось, что причиной аварии стал взрыв торпеды на борту «Курска». Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Согласно этой версии «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал», эти испытания наблю- дались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шёл на опасной близости под прикрытием «Мемфиса», находившегося сзади. Когда «Курск» и «Толедо» столкнулись то чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», (якобы было услышано открытие трубы торпедного аппарата (ТА) «Курска»), «Мемфис» выпустил торпеду по «Курску». Высказывалась и другая версия по которой американская лодка могла оказаться вблизи траектории движения учебной торпеды, выпущенной «Курском». Головка самонаве- дения торпеды в режиме пассивного шумопеленгования могла захватить оказавшуюся в не- посредственной близости лодку. После чего торпеда переключилась в активный режим и акустики этой лодки услышали не только шум идущей на них торпеды, но и посылки гид- ролокатора её головки самонаведения. «Атакованная» лодка не имея времени размышлять на тему боевая это торпеда, или учебная, дала торпедный залп, желая поразить идущую на нее торпеду, В залпе могло быть от 2 до 4 торпед. Первый взрыв (порядка 100кг. в тротиловом эквиваленте), зафиксированный акустиками и сейсмологами, мог быть взры- вом одной из них вблизи учебной торпеды «Курска». Этот взрыв вряд ли был контактным. Вследствие этого торпеда «Курска» могла уцелеть и попасть в цель, нанеся ей незна- чительные механические повреждения. Такой вариант объясняет почему в районе были обнаружены аварийные буи не российской окраски, и были найдены обломки каких-то кон- струкций ограждения рубки или лёгкого корпуса неизвестной подводной лодки (если со- общения о буях и найденных обломках достоверны). Возможно, что одна из выпущенных торпед попала в «Курск» и взорвалась в районе ТА. Боеголовки торпед оказались в эпицентре взрыва и не могли не сдетонировать. В некоторых СМИ появилась инфомация, что катастрофа произошла в результате пожара в торпедном отсеке при испытании нового оружия - усовершенствованной модели скоростной торпеды «Шквал». Для наблюдения за которой на «Курске» находился предста- витель завода-производителя «Дагдизель» М.Гаджиев. Журналистами «Комсомольской правды» было установлено, что когда производилась загрузка боеприпасов на борт «Курска», лопнул трос крана и одна из торпед получила повреждение, но ее все равно погрузили на борт. Командир лодки Г. Лячин попросил дать разрешение на отстрел аварийной торпеды она и послужила причиной взрыва. 29 ноября 2000г. в «Независимой газете» был «озвучен» еще один вариант разви- тия событий. При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ был смят правый внешний ТА, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. Почти мгновенно в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Взрыв эквивалентный взрыву 150кг. тротила вырвал заднюю крышку ТА и столб огня ударил в первый отсек, и при- вел к пожару и дальнейшей детонации боевых торпед. Еще одна версия: «Курск», находящийся в надводной положении был поражен учебной (без заряда ВВ) ракетой П-700, запущенной с «Петра Великого» или выпущенной самой лодкой и вернувшейся в результате сбоя назад. Проникающая БЧ ракеты поразила субма- рину в район правого борта (отверстие видно на фотографиях «Курска») после чего от продолжающего работу двигателя воспламенились остатки топлива ракеты. Начавшийся пожар привел к детонации торпед, вызвав серию взрывов. 7 октября 2001г. началась операция по подъему АПЛ со дна Баренцева моря при этом разрушенный первый отсек был по большей части отрезан и оставлен на дне. 10 октября лодка была доставлена в Росляковский судоремонтный завод. 27 октября Гене- ральный прокурор РФ В. Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. Полностью водой лодка была заполнена «в течение шести-семи, максимум восьми часов»,- сообщил Генпрокурор. В начале июня 2002г. были подняты и некоторые фрагменты первого отсека АПЛ «Курск». 19 июня возглавляющий правительственную комиссию по расследованию причин гибели «Курска» Клебанов заявил журналистам, что осталась одна версия трагедии – «взрыв торпеды». По официальной версии, в 11час. 28мин. 26сек. по московскому вре- мени произошел взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Его причиной стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Для справки: торпеды на пероксиде водорода не используются в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности, в Российском же флоте такие торпеды использова- лись так как были более дёшевы, чем торпеды с серебряно-цинковыми аккумуляторами (после расследования торпеда 65-76А была снята с вооружения). Через 2 мин. пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Вторым взрывом эквивалентным 2-3т. тринитротолуола была сре- зана переборка между первым и вторым отсеками, которая, двигаясь как поршень, сми- нала оборудование и 22мм. настилы. После подъёма она была обнаружена на месте пере- борки второго/третьего отсеков. Вторая ударная волна была остановлена лишь кормовой переборкой 5-бис отсека. 26 июля Генеральный прокурор сообщил, что уголовное дело по факту гибели АПЛ «Курск» закрыто за отсутствием состава преступления. В действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели людей, нет состава преступления. До сих пор многие специалисты высказывают сомнение по поводу выводов комиссии чему немало способствовали противоречивые сведения поступавшие от официальных лиц с самого начала трагедии. Не объяснено происхождение вмятины на правом борту. На фотографии хорошо видно что обшивка лёгкого корпуса продавлена в пространство между элементами поперечного набора. Происхождение отверстия в обшивке объясняют дей- ствиями водолазов вырезавших этот фрагмент для исследования. Чтобы расставить все сомнения необходимо рассекретить и показать материалы подводных видеосъёмок затонув- шего «Курска» в том виде, как он выглядел на дне Баренцева моря до начала прореза- ния в его корпусе разного рода «технологических» отверстий, опубликовать план проводившихся учений (какие пуски и в какое время проводились учавствовашими в нем судами). Продолжая летопись аварий и катастроф, назовем еще АПЛ К-159, затонувшую 30 августа 2003г. в Баренцевом море на входе в Кольский залив (у острова Кильдин) во время буксировки на утилизацию. На ее борту было вооружения, а реакторы находились в заглушенном состоянии. Кроме того имеются сведения о минимум 15-и столкновениях советских (российских) АПЛ с другими судами (по большей части - американскими подводными лодками). 11 февраля 1992г. в Баренцевом море АПЛ К-276 (проект ???) при всплытии стол- кнулась с АПЛ ВМС США «Батон Руж». Обе субмарины имели на вооружении ракеты, торпе- ды и мины в ядерном снаряжении. 20 марта 1993г. опять же в Баренцевом море (это связано с высокой интенсивностью противолодочной деятельности американцев у побе- режья Кольского полуострова) подводный ракетоносец К-407 (проект 667) столкнулся с американской АПЛ «Грейлин». Случались и другие столкновения. В 1984г. АПЛ К-279 (проект 667Б) в море Баффина на глубине 197м. столкнулась с айсбергом и провалилась на глубину 287м. Усилиями экипажа лодка была спасёна и вернулась на базу. В середи- не 80-х на лодке произошел трагический случай. Во время всплытия матрос незаметно для вахтенного офицера поднялся покурить на ракетную палубу между легким и прочным корпусом. Во время погружения его отсутствия не заметили. На судоремонтных заводах. 7 февраля 1965г. на судоремонтном заводе «Звездочка» (г.Северодвинск Архангель- ская обл,) при перегрузке активной зоны реактора АПЛ К-11 (проект 627), из-за ха- латности персонала произошел несанкционированный пуск реактора, сопровождавшийся парогазовым выбросом. Приборы радиационного контроля зашкалили. Весь персонал был удален. В течение пяти суток работы не велись, специалисты пытались выяснить причи- ну происшедшего. Сделав неправильные выводы, 12 февраля начали повторный подъем крышки, при этом опять нарушили технологию. Произошел новый выброс радиоактивной паровоздушной среды из-под крышки, и начался пожар. В результате погибла часть лич- ного состава АПЛ, остальные получили большие дозы облучения. При тушении пожара в реакторный отсек закачали 250т. морской воды, которая через выгоревшие уплотнения попала в соседние отсеки. Чтобы избежать затопления лодки, радиоактивную воду отка- чали за борт прямо на заводской акватории. Радиоактивному загрязнению подверглись территория завода, причалы и акватория порта. Аварийный реакторный отсек был выре- зан и затоплен у острова Новая Земля на глубине 20м. 27 августа 1968г. там же на АПЛ К-140 (проект 667А) вследствие самопроизволь- ного поднятия компенсирующей решетки произошел несанкционированный выход ядерного реактора левого борта на мощность, превосходящую номинальную в 18 раз. Причиной оказался неправильный монтаж сети питания. В результате реактор был выведен из строя. Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, и облучения лич- ного состава нет. Отсек с ОЯТ вырезали и затопили в районе Новоземельской впадины. 10 августа 1985г. случилась самая тяжелая радиационная авария за все время существования отечественного атомного флота. При загрузке ядерного топлива на АПЛ К-431 (проект 671), стоявшую у пирса судоремонтного завода «Звезда», в Уссурийском заливе (бухта Чажма) из-за нарушения персоналом технологии в одном из реакторов возникла самопроизвольная цепная реакция и произошёл тепловой взрыв. В результате была сорвана пятитонная крышка реактора, а все его содержимое было разбросано на близлежащей территории. Все десять человек, проводивших регламентные работы, по- гибли мгновенно. Позже по золотому обручальному кольцу одного из погибших, было ус- тановлено, что в момент взрыва уровень радиации достигал 90000 рентген в час. На- чался пожар, гигантские языки пламени и клубы бурого дыма, вырывались из разрушен- ного копуса подводной лодки, а в воздухе отчетливо чувствовался резкий запах озона, как после сильной грозы (первый признак мощного радиоактивного излучения). Первыми бороться с аварией начали экипажи подводных лодок, стоявших поблизости. Работали, кто в чем был - в тапочках на босу ногу - никаких средств защиты у первого эшелона ликвидаторов не былою. Контроль за радиационной обстановкой практически не велся, работали как с обыкновенным пожаром. Пожар удалось потушить за два с половиной часа и только через полчаса после этого прибыла аварийная флотская команда. Всех, прини- мавших участие в тушении пожара, собрали вместе на территории завода и отправили на дезактивацию. Одежду у всех отобрали, так как она была радиоактивной, но сменной на заводе не оказалось. До двух часов ночи по заводу ходили раздетые донага мужчины и женщины, пока со складов не привезли одежду и людей отпустили по домам, а матросов в казармы. Радиоактивный шлейф полосой в 5,5км., пересек полуостров Дунай в северо- западном направлении и вышел к побережью Уссурийского залива, пройдя по акватории еще 30км. В ходе аварии и при ликвидации ее последствий повышенному облучению под- верглись 290 человек у десяти была определена острая лучевая болезнь, у 39 -лучевая реакция. К 2000г. американскими кораблестроительными верфями построено более 190 подвод- ных лодок с ЯЭУ, СССР (Россия) построил 261 АПЛ, Великобритания - 25, Франция — 12, Китай —6. За весь период эксплуатации подводных лодок с ЯЭУ в ВМС США произошло две катастрофы, закончившиеся гибелью АПЛ (в Великобритании и Франции ни одной). 22 мая 1968г. в 650км. на юго-запад от Азорских островов (Атлантический океан) на глубине 3600м. затонула американская АПЛ SSN-589 «Скорпион». Существует версия, что на одной из торпед с неядерной боеголовкой неожиданно сработал механизм приве- дения её в боевое положение. Капитан подлодки принял решение избавиться от ставшего опасным снаряда и отдал команду произвести пуск. Выпущенная торпеда начала поиск цели, пока ее самонаводящаяся боеголовка не захватила «родную» подводную лодку. Есть другая версия: якобы, во время испытательного запуска торпеды сдетонировал ее боевой заряд. Все 99 члена экипажа погибли. На борту находились две торпеды с ядер- ными боеголовками. 10 апреля 1963г. в 16 км. от мыса Код (Атлантическое побережье штата Массачу- сетс) при испытательном погружении затонула американская АПЛ «Трешер». Погибли 112 члена экипажа и 17 гражданских лиц. Через 15 мин. после достижения заданной глубины с «Трешера» поступило сообщение о возникших «трудностях». Затем гидрофоны судна сопровождения зафиксировали звук «словно воздух врывается в цистерны», после чего наступила тишина. Позднее спасательный корабль обнаружил над местом катастрофы раз- личные обломки и мусор, включая куски внутренней обшивки. Причиной катастрофы, ве- роятно, послужила утечка воды из трубопровода в машинном отделении, Лодка лежит на глубине 2590м. ее прочный корпус разрушен на несколько крупных частей. Кроме того на американском флоте произошло около 60 инцидентов и аварий в ре- зультате которых АПЛ получили различные повреждения корпусов, механизмов и заборт- ных устройств. Наибольшее число аварий было вызвано навигационными причинами (нару- шением безопасности плавания, ошибками в использовании технических средств и т.д.). Согласно статистике, Россия по общему количеству известных инцидентов и аварий своих АПЛ (около 50) уступает «первенство» ВМС США. Если же сравнить коэффициент аварийности, т.е. отношение общего количества аварий субмарин к количеству постро- енных, то для российского подводного флота он составляет 0,2, а в американском - 0,3. При этом большинство аварий американских подлодок произошло по навигационным причинам (почти в два раза больше, чем в российском флоте). А вот по тяжести послед- ствий российский флот далеко впереди. У американцев погибло две АПЛ, мы потеряли шесть (не считая одной дизельной с ядерным оружием на борту и одной списанной АПЛ) Одна из них была (К-429) поднята и вновь вернулась в строй. Соотношение количества погибших подводников вследствие аварий и катастроф примерно 1,5 к 1,0 не в нашу пользу. Наверх



No comments: